|
Чем пахнет удача?
Считается, что обоняние – не слишком возвышенное чувство. Когда речь идет о тонких материях, нам обычно предлагают куда-нибудь «всмотреться», или к чему-нибудь «прислушаться». Или просто «ощутить». Но «принюхаться» - никогда.
Власть аромата
Да и вообще мало кто задумывается о том, какую огромную роль запахи играют в жизни людей. Царство ароматов многогранно и изменчиво, а их воздействие на человека порой настолько неуловимо, что далеко не каждый свяжет, допустим, внезапно отступившую депрессию с апельсином, который только что очистил кто-то рядом, а вспыхнувшую «ни с того, ни с сего» головную боль – с новыми духами любимой женщины. Запахи влияют на нас деликатно, исподволь, вызывая подчас весьма серьезные изменения и в организме, и в психике, а когда изменения обнаружены – мы начинаем искать их причину где угодно, но только не там, где она есть на самом деле. Так в чем же секрет? Попробуем разобраться.
Позвольте вас обнюхать!
Наверное, никто не станет отрицать тот факт, что человек – это тоже животное. Высокоразвитое, разумное животное, имеющее много общего с прочими формами жизни, населяющими нашу планету. Например, набор органов чувств у всех представителей животного мира практически идентичен, причем в некоторых случаях человек уступает своим мохнатым собратьям: и зрение у него не такое острое, как, например, у ночных хищников, и слух достаточно ограничен, и радиолокация, как у летучих мышей или кошек, ему недоступна, не говоря уж о нюхе. Да, обонянием Создатель людей не обделил, но оно во много раз слабее, чем у тех же собак: ни один нормальный пес не останется в комнате, где только что распылили освежитель воздуха, а человеку даже нравится. В общем, обошли нас братья наши меньшие по всем статьям. Но так ли это на самом деле?
В ходе недавних исследований биологов и зоопсихологов из Калифорнийского Университета была выдвинута поистине сенсационная гипотеза: органы чувств человека работают ничуть не хуже, чем у прочих представителей фауны, просто на сознательном уровне, «на плаву», остается небольшая часть полученной информации, а остальное поглощается подсознанием и воздействует на нас не напрямую, а косвенно. Психика животных же, по мнению исследователей, лишена деления на сознание и подсознание, и поэтому их восприятие гораздо острее человеческого. В случае с тем же резким запахом животное сразу поймет, что ему это не нравится, и спокойно уйдет. Человек же будет очень долго соображать: а отчего ему, собственно говоря, так неуютно, и, не найдя видимых (то есть ясно обоняемых) причин, останется, где был. Терпеть дальше и ждать, пока на подсознание запишется какая-нибудь негативная информация. А потом будет удивляться, откуда у него взялась аллергия или еще что-нибудь столь же «приятное». Такие вот шутки шутит с нами наш высокоразвитый мозг.
Но, если вдуматься, мы придаем обонянию гораздо большее значение, чем нам самим кажется. Не приходилось ли вам, например, ловить себя на двойственном впечатлении от какого-нибудь человека: и милый, и добрый, и умный, и обаятельный, но стоит к нему приблизиться – накатывает волна непреодолимого отвращения или необъяснимого страха? Может быть, от него исходил какой-нибудь странный запах? Вернее сказать, наше сознание расценило «верхушку» этого обонятельного «айсберга» как что-то странное, а подсознание забило во все колокола: угроза! Беги! Спасайся! Возможно, этот человек воспользовался каким-нибудь арабским парфюмом на основе мускуса, и наша подкорка приняла его за дикое хищное животное…
Держите нос по ветру!
Вообще, человеческий разум интерпретирует сигналы обоняния весьма атавистично. Вдумайтесь, почему в храмах принято курить ладан? Теоретически, храм – это место, где человек должен чувствовать присутствие Бога, который, как существо высшее по отношению к человеку, ассоциируется с защитой, заботой. А что такое ладан? Это особым образом обработанная смола крупных хвойных деревьев. В доисторические времена лес был единственным местом, где человек мог скрыться от погони, спрятаться, соорудить себе какое-нибудь убежище. А смолистый запах сбивал со следа хищников – и до сих пор воспринимается подсознанием как эквивалент безопасности. В храме человек под защитой Бога – и запах ладана еще больше убеждает его в этом.
А вот в восточных религиях, где всячески подчеркивается, что божества не имеют ничего общего с человеком, принято составлять храмовые благовония в таких сочетаниях, которые невозможно встретить в природе, – и они с успехом исполняют свой долг: создают атмосферу нереальности, иномирности, необходимую для восточных религиозных практик.
Сочинение на заданную тему
Герой нашумевшего романа Патрика Зюскинда парфюмер Жан-Батист Гренуй, помнится, создал духи, заставлявшие совершенно незнакомых людей испытывать к нему ничем не объяснимую любовь. Оставим за кадром рассуждения о морально-этическом облике мсье Гренуя. Да, он ужасен, но речь о том, что сама идея воздействия на человеческое восприятие с помощью тщательно подобранных ароматов отнюдь не фантастична: современные знания о влиянии тех или иных запахов на наш мозг уже давно позволяют создавать так называемые «духи-настроение» - такие ароматы есть в арсенале практически каждой серьезной парфюмерной компании. Многие фирмы выпускают духи с феромонами – для желающих привлекать представителей противоположного пола. А знающие женщины (да и не только женщины) уже давно научились составлять для себя «умные» духи из эфирных масел и обыкновенного медицинского спирта: пять частей спирта на одну часть смеси масел – и готово. Главное -- правильно подобрать композицию. Для этого надо либо внимательно читать инструкции к маслам, либо полагаться на собственную интуицию, либо тщательно проанализировать, к какому «первобытному» переживанию отсылает тот или иной аромат.
И возбудит, и успокоит…
Здесь следует заметить, что спектр действия некоторых запахов различен для представителей разных полов, рас, государств, социальных слоев. Скажем, хризантемы у жителей Японии неизбежно вызовут печаль, ибо это – вековой символ траура, а у представителей других наций такой реакции не возникнет. Или вот вам пара абсолютно «непарфюмерных» примеров. Любого европейца стошнит от запаха тухлых яиц (подобные ароматы витали в средневековых чумных городах), а для индейца племени шуар из Южной Америки это запах богатства и благоденствия: для них тухлые яйца – ценный деликатес, пища вождей. Именно потому, отправляясь на свидание к невесте, шуарский жених склеивает этим свои длинные волосы в косы, единожды в жизни подражая вождю. Или, скажем, хлорка: советский человек привык ассоциировать ее запах с купанием в бассейне, а у тех же французов возникнет мысль о кладбище. Если хорошо подумать, можно найти массу таких примеров.
Но существуют и устойчивые значения ароматов, воспринимаемые практически всеми людьми одинаково. Например, цитрусовые запахи снимают депрессию, а лимон, к тому же, избавляет от страхов и тревожных состояний. Мирт способствует сохранению женской красоты, а герань держит на расстоянии дурных людей и устраняет последствия их влияния. Роза и шоколад возбуждают любовь (видимо, поэтому их принято дарить возлюбленным), а запахи дыма и металла действуют на людей не хуже отворотного зелья (любители копченостей и девушки, носящие медную и стальную бижутерию на голое тело, задумайтесь!).
Единственное «но»: все эти ароматы имеют над нами власть, только если мы не пили спиртного. Алкоголь расслабляет волевые центры в мозгу человека и притупляет восприятие – в итоге пьяный человек просто-напросто «не слышит» половину запахов.
Ароматные помощники
Наверняка каждому из вас приходилось ловить себя на том, что некоторые запахи рождают в нас ощущение мимолетной «экскурсии» на много лет назад. Обычно такие ассоциативные «мосты» возникают в моменты, когда мы чувствуем себя наилучшим образом, когда мы чему-то рады. Если запомнить, с каким запахом связано воспоминание, можно возвращать себя в радостное состояние, едва понюхав «кодовый» предмет. А радость, как известно, является немаловажным звеном в профилактике ряда тяжелых заболеваний, в том числе и онкологических.
Кстати, запах может помочь в том случае, когда вам требуется заставить себя придерживаться какого-либо режима – это весьма актуально для людей, начинающих осваивать «с нуля» какой-нибудь род деятельности. Например, изучение иностранного языка или игру на музыкальном инструменте. Как известно, любое обучение требует ежедневных упражнений, но не каждому под силу заставить себя регулярно заниматься. А способ таков: внимательно проштудировав какой-либо справочник по ароматерапии и благовониям, выбираете масло или палочки, возбуждающие активность и убирающие депрессию. Единственное условие: запах должен быть для вас непривычен, лишен устойчивых ассоциаций. Всякий раз, садясь заниматься, вы просто зажигаете палочку или аромалампу. Через некоторое время ваше сознание «отрастит» себе рефлекс, как у собаки Павлова: пошел запах -- надо заниматься. И мозг «ответит», повысив активность, способность к усвоению материала, вследствие чего продуктивность занятий увеличится в несколько раз: «кодовый» аромат в считанные секунды приведет вас в боевую готовность.
… А все-таки чем же, спросите вы, пахнет удача? Солнечным весенним утром? – да. Букетом сирени с первого свидания? – конечно. Самыми лучшими, самыми светлыми воспоминаниями? – именно! Окружите себя аурой этих ароматов, пусть даже они не будут слышны никому, кроме вас, -- и удача будет неотрывно следовать за вами. Но помните: удача не может пахнуть дурно. Так что держите нос по ветру!
Copyrights & Credits
- Site Name © Ann's site
- Designed by Aethereality.net
- Полное копирование разделов сайта без указания активной ссылки на него запрещено! Все права защищены! Все работы принадлежат их законным владельцам
|
|
Славянский сонник
Приметы
Гадания
Интересные факты
Баннер раздела
|
|